Нам удалось раздобыть инвайт в пока еще закрытую от широкой публики инновационную соцсеть Bluesky, и мы покажем, что внутри, и почему новый проект Джека Дорси способен радикально изменить digital-коммуникации.
Попасть в Bluesky оказалось совсем не просто: после массового исхода пользователей Twitter’a из-за управленческих решений Илона Маска, очередь из желающих присоединиться к бета-тесту Джека Дорси (создателя Twitter’a) растянулась на 1,5 млн человек. Вступить можно только по приглашению, которые выдаются авторизованным пользователям сети раз в две недели. Еще можно попроситься в лист ожидания – но это не быстро, мы вставали в очередь дважды, и пригласительный код пришел почти через год.
Тем не менее, приложение, которое появилось в Google Play и AppStore несколько месяцев назад, уже входит в топ самых популярных – на момент написания статьи, у Bluesky было более 500 тыс. загрузок в Google Play. На этой неделе, после очередных изменений в Twitter’е, а точнее уже в X, число регистраций в Bluesky подскочило в 10 раз, с 500 до 5 тыс. в день, даже сервера в какой-то момент не выдержали. И это закрытая соцсеть на бета-тесте!
Поэтому вполне естественно инвайты Bluesky превратились в предмет ажиотажного спроса, и торгуются на маркетплейсах по цене, порой достигающей $600 – и нет гарантии, что вы не нарветесь на мошенников.
Почему всем так нужно в Bluesky? Что, других соцсетей не хватает? Одну из причин мы упомянули: после кардинальных изменений и ребрендинга, «твиттерские» фактически лишились своего «дома», а традиционные соцсети не способны заменить сервис коротких оперативных сообщений, который так полюбился журналистам, политикам и звездам.
Вторая причина – это личность самого Джека Дорси, который на фоне остальных владельцев онлайн-сервисов выделяется взглядами: он разделяет идеалы свободы, независимости и не утратил стремления к инновациям ради развития, а не ради выгоды. Фактически на данный момент Дорси остался единственным «визионером» техносферы, в фокусе которого – не личное обогащение и окупаемость инвестиций, а развитие технологий и интересы конечных пользователей. Его отлично характеризует такой факт: занимая должность гендиректора Twitter, Дорси на три года отказался от зарплаты, а его доход за четвертый год составил символические $14 – все ради развития любимого детища.
Именно такой «генетический код» лежит в основе разработанного компанией Дорси протокола AT Protocol (Authenticated Transfer Protocol). Его цель, по словам команды проекта, вернуть сетевое общение в лучшие ранние годы Интернета, когда любой пользователь мог создать любой авторский блог или использовать RSS, чтобы собирать новости с разных платформ в одном канале. Современные соцсети находятся в руках и под полным контролем владельцев, которые могут как угодно распоряжаться пользовательским контентом и в любой момент менять правила игры по своему усмотрению. И, если вы вдруг не согласны и захотите уйти, ваши личные данные, ваши друзья и весь созданный вами контент останется у владельца соцсети. Именно с такой несправедливостью призван бороться AT Protocol, который позволяет переносить свое сетевое «имущество» с площадки на площадку без каких-либо потерь.
Генеральный директор Bluesky Джей Гребер так объясняет отличие нового протокола от привычной всей практики использования соцсетей:
«Традиционные соцсети - как магазины с товарами. Но представьте, вы зашли в магазин, а когда хотите уйти, ваше удостоверение и все покупки продавец оставляет себе. AT Protocol позволяет переходить из магазина в магазин в цифровой экосистеме, всегда имея при себе и паспорт, и кошелек, и покупки».
Очаровательная перспектива – осталось только внедрить новый протокол в остальные соцсети, и именно над этим команда сейчас активно работает.
Что же доступно пользователям Bluesky, который сейчас является главной «песочницей» для отработки AT Protocol?
Интерфейс соцсети максимально «твиттерский»: тот же функционал, ограничение длины поста в 300 символов, те же треды из нескольких сообщений, связанных цепочкой. В настройках можно выбрать несколько языков, на которых вы хотите создавать и читать контент – и вы будете видеть в ленте записи, которые вы можете понять.
Из медиа пока можно прикрепить только картинки, на днях добавили сокращение ссылок, чтобы они занимали меньше полезного объема поста. Не забыли здесь и о людях с ограниченными возможностями: к каждому изображению можно добавить описание в специальном окошке, и такой визуальный контент соцсеть сможет озвучивать для незрячих людей.
Существенное отличие от всех известных соцсетей – в Bluesky можно поделиться не только отдельным постом, но и целым аккаунтом, что открывает невероятные горизонты для продвижения. Предполагается, что в будущем аккаунт можно будет переслать вовне.
Подписаться можно как на отдельных пользователей, так и на фиды – по сути похоже на RSS, только с более тонкими и разнообразными настройками. В фиды автоматически попадают все записи с определенными параметрами или метками: это может быть не только традиционный хештег, но и ключевые слова, и смайлики, и картинки. Есть фиды с условиями «показать самые популярные записи моих подписчиков» или «все репосты без реплаев» - то есть, заложены максимально широкие возможности для кастомизации того, что показывается в вашей ленте. Это вам не ползунок вкл-выкл алгоритмическую ленту! Также фиды - отличная возможность для продвижения: попасть даже в самый популярный и раскрученный фид со своим контентом легко – просто выполните указанные в описании условия, и запись из вашего аккаунта автоматически будет отображаться также в фиде по нужной теме.
Свой собственный фид, который будет виден всем пользователям соцсети, пока что могут создать только разработчики – пользователи с хотя бы минимальным знанием основ программирования. Для них администрация разработала стартовый шаблон с инструкциями.
Читать фиды можно на вкладке «Мои фиды», где выводятся по 10 самых новых сообщений из каждого, или же можно закрепить их на домашнем экране и переключаться между вкладками.
Но самые невероятные возможности пользователей ждут в разделе «Модерация»: настройки наиболее широкие и гибкие из всех, что мы встречали в соцсетях, представленных сегодня на рынке. Вы можете одним ползунком отключить весь «взрослый» контент, а можете выбрать, какие ранящие чувства посты вы готовы видеть, о каких вас стоит предупреждать, а какие вовсе исключить из вашего «инфопузыря». Среди рубрик отключаемого контента – порнография, ню (нагота в художественных произведениях), намеки на сексуальность (без наготы), кровь и насилие, материалы, демонстрирующие символику или новости о деятельность преступных и экстремистских групп, спам, а также фейковые аккаунты. И, конечно, можно замьютить и заблокировать аккаунты и листы. То есть, Bluesky готов блюсти интересы и моральные нормы людей с самыми разными убеждениями и уровнями эмоциональных «болевых порогов», и представил пользователям самим решать, что они хотят читать в своей ленте, без вмешательства администрации площадки. Хотя возможность пожаловаться на аккаунт и даже на целый фид тоже есть.
В целом новые функции и возможности в соцсети появляются чуть ли ни ежедневно, команда проекта находится на прямой связи с пользователями и разработчиками, оперативно информирует обо всех изменениях, отвечает на вопросы и принимает предложения. Клиентоориентированность невероятная.
Теперь о минусах. Главный из них со временем пройдет: в соцсети все еще очень мало пользователей, и всех, кто пришел из других соцсетей, поначалу шокирует звенящая тишина – всю ленту можно прочитать минут за 5. Количество подписок пропорциональное: например, всемирно известное информационное агентство Bloomberg на момент написания статьи имело всего 7,4 тыс. подписчиков.
Еще меньше в Bluesky русскоязычного контента, нам удалось найти всего несколько аккаунтов, которые довольно редко обновляются.
Но все это, как уже говорилось, временные трудности, и сейчас самый подходящий момент, чтобы застолбить здесь местечко и закрепить за собой тематические фиды, пока все не разобрали.
Второй недостаток – это, скорее, вызов для маркетинговой команды проекта: функционал и инновации непривычны, и предполагают серьезные изменения пользовательского опыта. Порой новички не сразу понимают, что тут вообще делать – особенно те, кто не знаком с логикой работы Twitter и RSS. Так что с позиционированием и обучением юзабилити предстоит вплотную работать.
Но главное, что отличает Bluesky от остальных соцсетей – это организационная форма компании: Джек Дорси зарегистрировал ее как благотворительную некоммерческую организацию, и вложил в развитие $14 млн из своего кармана. Почему это важно для пользователей? Потому что за соцсетью не стоят интересы ни акционеров, ни сторонних инвесторов, а это значит, что проект не обязан наступать на горло собственной песне и менять правила игры для пользователей на ходу ради получения прибыли любой ценой (что произошло, например, с запрещенными в РФ соцсетями). То есть, цель существования Bluesky – чистое, не испорченное корыстью стремление к развитию стандартов сетевого общения, инновационного пользовательского опыта, изобретение и внедрение новых сетевых протоколов. По крайней мере на текущем этапе. Поэтому соцсети не грозит закрытие, гибель под тяжестью рекламных интеграций или смена собственника, пока того не захотят Дорси и его звездная команда. Пожелаем им успеха! 🙂